Генри Форд

Генри Форд

Генри Форд (30 июля 1863 — 7 апреля 1947) — американский инженер, изобретатель и всемирно известный промышленник, считается одним из отцов-основателей автомобилестроения в США и основатель легендарной “Форд мотор компани” (Ford Motor Company).

Форд родился в штате Мичиган, в семье фермера, эмигрировшего в штаты из Ирландии. С ранних лет Генри знал, что его жизненное предназначение отнють не засыпать корм и чистить куриный помет – все это он делал с неохотой, потому его отец и считал его лентяем и бездельником. В своей книге, рассказывая о своем детстве, Форд пишет: “Я еще в детстве понялл, что многое можно делать не так, каким-то другим способом, который я часто не мог объяснить, но точно знал, что повседневные дела можно значительно упростить!”.

В 12 лет, отец подарил Генри механические карманные часы, которые тот разобрал в тот же день. Его глазам открылся удивительный механизм, отлаженный, точный, за нагромождением шестеренок и пружин скрывалась отлаженная система, и в ней молодой Форд увидел свое будущее. Что есть наш мир, как не нагромождение шестеренок, которые удивительным образом складываются в единый механизм? Все имеет свои рычаги, все зависит от всего, одно движение пораждает еще десяток движений… Вот какие мысли были в голове у юного Форда уже в том возрасте.

Быстро разобравшись с часами, Генри занялся ремонтом хронометров окрестных ферм, и можно сказать неплохо зарабатывал для своего возраста. В одну из таких поездок ему и довелось повстречаться со вторым механизмом, который действительно навсегда изменал его жизнь. Этим механизмом был локомобиль, который он увидел, возвращаясь с отцом из города. Эта огромная, окутанная паром машина буквально промчалась мимо их телеги, испугав лошадей и оставив за собой облако пыли.

Генри покинул ферму отца в 15 лет, он просто сбежал ночью, никому ничего не сказав. Бежал он в Детройт, так как уже тогда Детройт считался городом с развитой промышленностью. Там он устроился на завод, где изготавливал вагоны для поездов. Однако, долго он там не проработал: работа Форду нравилась, но его умение чинить любой механизм, сильно “вредило” другим рабочим, которых могли просто уволить, и они сделали все, чтобы уволили самого Форда. Позже Генри устроилсясудостроительный завод братьев Флауер, и в тоже время продолжал заниматься починкой часов.

Тем временем, отец Форда, Уильям, сделал отчаянную попытку вернуть Генри на ферму: он предложил ему 40 акров земли в обмен на обещание никогда не произносить слово “машина”. Неожиданно для отца, Форд согласился, и вернулся на ферму. Однако, это был всего лишь обман, Генри уже тогда понял: хочешь стать королем – сумей вовремя солгать.

Через некоторое время Форд женился на Кларе Брайант, с которой познакомился на сельских танцах. Генри был неплохим танцором, и наверняца показал девушке все, на что способен. Однако, позже Клара призналась, что покорил он ее своими карманными часами, которые сделал сам (по словам самого Форда). У Клары и Генри было много общего: они оба родились в фермерских семьях, оба с детства выполняли не всегда любимую работу. Родители девушки были строги и набожны, и они не могли отдать ее замуж за человека без земли и дома. Поэтому Форд наспех соорудил на своем участке небольшой домик и переехал в него с любимой супругой. Через много лет Форд скажет: “Клара верила в меня возможно даже больше, чем я сам. Даже когда я сам не верил в себя, она меня поддерживала”. Клара была чутким человеком, она могла часами слушать об идеях мужа, она интересовалась его делами, но никогда не вмешивалась в них.

Сын Генри Форда – Эдсел, 1921 год

Через некоторое время, Генри и Клара решают переехать в Детройт, притом ничего не сообщив родным и близким. Просто однажды отец Форда зашел к сыну домой, и обнаружил, что дома никого нет, да и сам дом пуст. Форд устроился работать инженером в Электрическую компанию Детройта, а в ноябре 1893 года Клара подарила Форду сына – Эдсела.

В год рождения Эдсела, Форд строит свой первый прототип автомобиля, который он назвал “Квадрицикл”, который передвигался на четырех велосипедных колесах, и весил чуть больше пятисот фунтов. Форд проработал в своем сарае двое суток без сна и отдыха, а 4-го июня, разбудил жену среди ночи и сообщил, что закончил работу и сейчас проведет испытания.

В этом же году Генри Форд получает пост главного инженера компании Эдиссона, которая занималась освещением Детройта, а в 1899-м стал главным инженером Детройтской автомобильной компании. Однако, вскоре руководство заметило, что будучи главным инженером, Форд тем не менее тратить большую часть своего времени на свою бензиновую телегу, а не на офисную работу. Ему предложили руководящую должность, но с условием, что он оставит бесперспективную разработку, и займется наконец делом. В то время семья Фордов переживало не лучшие времена, сбережений у нах не было, все деньги Форд тратил на свое изобретение, и Генри встал перед выбором: идти за своей мечтой, твердо веря в себя, либо выбрать финансовую защищенность для семьи. Выбор помогла сделать Клара, она сказала форду, что какое бы решение он не принял, она одобрит и поддержит его, и будет с ним до конца, что бы ни случилось.

Форд отклонил предложение автомобильной компании Детройта и уволился с работы. С этого момента он мог все свое время посвятить своему изобретению, однако было одно серьезное препятствие: у Генри не было денег. «Детройт Автомобайл Компани» тоже просуществовала не долго. На автомобили не было спроса, как не бывает его ни на один инновационный товар в начале пути. Форд уволился потому, что, по его словам, он не хотел больше занимать зависимого положения.

С этого момента Форд начинает активно искать инвесторов, и вскоре, прокатив одного из бизнесменов на своей бензиновой тележке с бешеной скоростью, решает эту проблему. В 1903 году была создана компания “Форд Мотор Компани”, где Форд занял главным управляющим. В свою компанию Форд нанимал только таких же как он самоучек, так как считал специалистов с дипломами мастерами по поиску препятствий, а не решений. “Если бы я хотел уничтожить своих конкурентов, я предоставил бы им полчища специалистов” – говорил сам Форд.

Кстати, за 83 года своей жизни, Форд так и не научился читать чертежи: инженеры просто делали для него деревянный макет деталей автомобиля, и отдавали ему на суд.

В 1905 году у Генри случился конфликт интересов с главным держателем акций его завода – Александром Малколмсоном. Последний считал, что завод должен выпускать только дорогие модели автомобилей, так как на них уже сейчас был спрос. В свою очередь, Форд настаивал на тенденции к удешевлению своих авто, так как считал, что каждый должен иметь возможность купить собственный автомобиль. Конфликт решили мирно: Малколмсон продал Форду свой пакет акций, что автоматически сделало Генри президентом компании (он был президентом с 1905 по 1919 и с 1943 по 1945).

Model-T, первый массовый автомобиль в мире

Триумфом гения Форда стала модель “Т”, которую Генри создавал не как раскошную игрушку, а как товар широкого спроса для тысяч американцев. Подобно скульптору он отсекал все лишнее, и в итоге создал действительно дешевый, но при этом качественный автомобиль, не уступавший по комфорту, простору и оборудованию своих конкурентов. При этом модель “Т”, на момент выпуска, стоила всего $850, в то время как автомобили конкурентов стоили от $1100 до $1700! Экономия в 250-850 долларов в то время была существенной, и для многих именно такая ценовая разница оказывалась решающей при выборе автомобиля.

Первая реклама модели «Т»

Кстати, цена на фордовский “Т” постоянно снижалась, и в 1916 опустилась до $350. Всего же было продано 15 млн. 175 тысяч 868 автомобилей этой модели с 1908 по 1927 годы. Такой ошеломительный успех был обусловлен не только ценовой политикой Форда, но и тем, что Генри уделял большое внимание рекламе своего автомобиля.

Для такого массового производства Форду пришлось внедрить собственную уникальную систему управления, которую он охарактеризовал как “Террор машины”. Эта система включала жесткий контроль производства, планирования и дистрибуции товара. Форд создал систему конвейерной сборки и непрерывные технологические цепочки, что позволило заводам Форда работать в режиме непрерывного автоматического производства.

Славились заводы форда и своим социальным климатом, к созданию которого сам Форд также приложил немало усилий. Например, Форд первым ввел на своих предприятиях минимальный уровень заработной платы и 8-часовой рабочий день. Однако, улучшая условия труда своих рабочих, Форд никогда не шел на поводу у профсоюзов, которых он принципиально игнорировал. Последний факт естественно бесил верхи профсоюзов, что в итоге привело к затяжному конфликту в 1937-1941 годах.

Однако постоянные трения с профсоюзами никак не влияли на положение рабочих заводов Форда: условия труда всегда были на порядок выше, чем у конкурентов. Империя Форда, пока ей управлял сам Форд, никогда не знала ни забастовок, ни волнений. Был даже случай, когда профсоюз рабочих пытался спровоцировать забастовку на одном из заводов, однако рабочие в пять минут вытолкали зачинщиков за ворота и продолжили трудиться.

Форду не нужны были профсоюзы, так как он наперед знал все, что нужно и что могло потребоваться в будущем его рабочим: одним из первых в мире он создал свою собственную социологическую службу со штатом 60 человек.

Генри был помешан на здоровом образе жизни и диете, увлекался историей Соединенных Штатов, Американской культурой и благотворительностью. Однако, его общественная деятельность носила преимущественно скандальный характер (антиеврейские вступления, круиз мира во время первой мировой войны, попытка стать сенатором).

Вероятно, за многие годы успеха, Форд сам поверил в собственную гениальность, что и привело его к первому серьезному промаху: в 30-е годы тенденции спроса на автомобили существенно сдвинулись, а Форд остался верен своей прежней концепции. Эта ошибка стоила империи Форда места на пьедестале лучшей автомобильной компании, уступив это звание “Дженерал моторс”.

Осенью 1945 года Форд передал руководство компанией своему внуку – Генри Форду младшему и полностью отошел от дел. И всего через два года – 7 апреля 1947 года – в возрасте 83 лет Генри Форд скончался.

Афоризмы Форда

  • Большинство людей думают об успехе как о чем-то, чего надо добиться; а на самом деле успех начинается с отдачи.
  • Если у тебя есть энтузиазм, ты можешь совершить все, что угодно.
  • Не ищи ошибку; ищи, как ее исправить.
  • Думать – самая трудная работа; вот, вероятно, почему этим занимаются столь не многие.
  • Вы можете получить “Форд-Т” любого цвета, при условии, что этот цвет будет черным.
  • Гимнастика – это полная чушь. Здоровым она не нужна, а больным противопоказана.

Дополнительная информация о Форде